Свердловская область – важнейший транспортно-логистический узел России. Свердловская железная дорога – филиал ООО «Российские железные дороги» – входит в тройку крупнейших железнодорожных магистралей Российской Федерации и обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами Российской Федерации и зарубежными странами. Полигон обслуживания Свердловской железной дороги включает в себя территории не только Свердловской области, но и Пермского края, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Магистраль тянется с запада на восток на 1,5 тыс. км, обслуживает территорию площадью 1,8 млн кв.м с населением более 10 млн человек.

Свердловская железная дорога обеспечивает 11% годового грузооборота России: общий грузооборот железнодорожных путей региона – 140 млн тонн в год. Стоимость грузоперевозок из Екатеринбурга в европейскую часть страны ниже, чем при аналогичных параметрах из европейской части в Екатеринбург. Стоимость доставки из Екатеринбурга в восточную часть России ниже, чем из центральных регионов страны.


НА ТРАНСКОН-
ТИТЕНТАЛЬНЫХ ПУТЯХ
Через узловые станции Свердловской области проходят магистрали Москва-Пекин (через Красноярск), Москва-Петропавловск (через Шадринск), Москва-Владивосток (Транссибирская магистраль), Москва-Хабаровск. В 2019 году подтверждено строительство транспортно-логистического центра на станции «Седельниково» – одного из 14 опорных транспортно-логистических центров России. Соответствующее соглашение было подписано правительством Свердловской области, Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД» и ПАО «ТрансКонтейнер». К 2024 году в непосредственной близости от уральской столицы – на станции Седельниково – построят новый хаб мощностью до 10 млн тонн грузов в год. Инфраструктура будет создана в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры», являющегося составной частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на ближайшее четырехлетие. Помимо Седельниково, еще один центр появится в районе станция Аппаратная также к 2024 году.

Распоряжением Правительства Российской Федерации создание Высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Челябинск «Урал» включено в транспортную стратегию на период до 2030 года. Благодаря ВСМ время в пути между Челябинском и Екатеринбургом займет 1 час 10 минут, что позволит сформировать на её базе единую агломерацию уральского региона.

Инвестиционная программа модернизации Свердловской железной дороги в 2018 году составила 24,7 млрд рублей, в границах Свердловской области – 13,9 миллиарда рублей. А инвестиционный бюджет компании в границах магистрали в 2020 году составит 34,2 млрд рублей, с ростом к 2019 году на 20,4%.

Пассажирский поток Свердловской железной дороги более 30,7 млн пассажиров. Инновационные электропоезда ЭС2Г «Ласточка» курсируют на Свердловской железной дороге с 5 ноября 2015 года по направлениям Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, а также электропоезда ЭС1 «Ласточка» осуществляют межрегиональные рейсы в формате «Дневного экспресса» на направлениях Пермь – Екатеринбург и Тюмень – Екатеринбург.

1 300 детей ежегодно проходят обучение на Свердловской детской железной дороге. Готовятся к запуску туристические маршруты Урала на ретро-паровозах в Алапаевск, Верхнюю Пышму и Полевской.


Чугунный рельс, изготовленный на Демидовском нижнетагильском металлургическом заводе для Транссибирской магистрали в 1913 году, предоставлен Свердловским управлением Свердловской железной дороги. В феврале 1891 года началось строительство Великого Сибирского пути, по указу Александра III сооружалась Сибирская железная дорога «русскими людьми и из русских материалов». Ежегодно одновременно с двух сторон – Челябинска и Владивостока – прокладывалось 500-600 километров пути, укладывалось до 12 млн шпал и около 1 млн тонн рельсов. Демидовский нижнетагильский завод был главным поставщиком металла для Транссибирской магистрали, одной из крупнейших строек царской России.


На каком именно участке важнейшей транспортной артерии страны лежал этот рельс история умалчивает, но его историческая ценность не вызывает сомнений. Кстати, именно на Демидовских нижнетагильских завода трудились отец и сын Черепановы, много сделавшие для развития механизмов на паровой тяге, а также разработавшие «паровую телегу» (прообраз паровоза).

ДЕМИДОВСКИИ
РЕЛЬС
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛОГИСТИКА