Выражаясь современным языком, кейс с машиной Ползунова показал насколько инженерная мысль ученых опережала социально-экономическое устройство российского общества XVIII века и насколько важна оценка и поддержка государственных институтов развития.

В настоящее время в Свердловской области создается многоуровневая система центров поддержки технологий и инноваций, осуществляется сотрудничество с Роспатентом. Большое внимание уделяется развитию инженерного дела, вовлечению молодежи в рационализаторскую и изобретательскую работу. Этим целям служит программа «Уральская инженерная школа». В ее рамках создаются условия для выявления и обучения талантливой молодежи, формируется интерес к научной деятельности и техническому творчеству.

В Свердловской области на производство внедрено более 1000 передовых производственных рационализаторских предложений и технологий за последние 5 лет. Для поддержки ученых вручается престижная неправительственная награда Демидовская премия, ее фонд составляет более 15 000 долларов. Более 300 ученых стали лауреатами Премии Губернатора Свердловской области для молодых ученых. Созданы институты развития для поддержки стартапов и внедрения проектов, а также их дальнейшего продвижения в России и за рубежом.


МАКЕТ
«ПАРОВАЯ МАШИНА» ПОЛЗУНОВА
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Модель паровой машины Ивана Ползунова – один из главных акцентов экспозиции Презентационного центра Свердловской области. Имя уральского «механикуса» Ивана Ползунова золотыми буквами вписано в летопись мировой теплотехники. Чертеж двигателя, сделанный уральским инженером-самоучкой за 20 лет до опытов Джеймса Уатта, стал научным прорывом. Иван Ползунов описал техническую возможность размещения завода без привязки к реке или проточной воде. Современники отмечали, что докладная записка с изложением проекта отличалась чрезвычайной ясностью мысли и филигранной точностью проведенных расчетов.


На представленном в Центре макете можно ознакомиться с основными частями машины: котельной установки, пароатмосферным двигателем, водяными коммуникациями, передаточным механизмом, воздуходувной установкой, а также оценить масштаб машины, которая в собранном виде достигала высоты трехэтажного дома. Действующая модель машины Ползунова в масштабе 1:100 хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле, где машина уральского изобретателя и была построена. Из-за скоротечной чахотки самому изобретателю не удалось увидеть свое детище в действии. В августе 1766 года, через несколько дней после смерти Ползунова, установка была запущена. Машина себя полностью окупила в кратчайший срок – за 43 дня. Незначительную поломку, которая остановила работу машины, не стали устранять.

В память об Иване Ползунове названа улица в микрорайоне Эльмаш в Екатеринбурге, а также одноименные улицы в других крупных российских городах. Первое учебное заведение Екатеринбурга – горнозаводская школа, которую окончил в свое время Ползунов – теперь носит его имя. Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова готовит специалистов и новые изобретательско-рационализаторские кадры для многих отраслей экономики и промышленности.